ЗИС-110 (1945-58). Органы управления и салон

Предыдущая часть: Концепция, история, модификации
Следующая часть: Техника. Двигатель

Взглянем на машину внимательней. Несмотря на то, что ЗИС-110 весьма интересен с технической точки зрения, главное в машине такого класса всё же салон. С него и начнём.

 

приборка

 

Место водителя

Очевидно, в таком автомобиле смотреть надо на пассажирскую часть салона. Туда тоже заглянем, но нас же техника интересует, так что начнём с передней части.

Отделка под дерево и под хром. Что я такое говорю, натуральный орех, точнее, его корень и не менее натуральный хром. Водитель — тоже человек.

Органы управления в целом выполнены так же, как на “Победе”. Все три педали напольные. Справа под бардачком виден рычаг управления люком воздухозабора. Слева внизу хромированный рычаг ручного тормоза.

Переключатель передач на рулевой колонке. Передачи включаются по той же схеме, что и на “Победе” . Справа от руля замок зажигания. Кстати, ключ один на всё, включая замок бардачка, как на современных автомобилях, но не как на “Жигулях”. Рядом с замком зажигания закуриватель. Такое название просуществовало недолго, и уже в поздних версиях ЗИСа этом предмет называется привычней — прикуривателем. Чуть ниже крутилка на постаменте — управление дефростером, печкой то есть. По умолчанию тёплый воздух гонится на стекло. При желании можно открыть люк в корпусе, тогда воздух будет подаваться и в ноги тоже. В отличие от “Победы” отапливать салон можно и стоя на месте. Управление температурой радиатора отопителя осуществляется, как и в “Победе”, путём верчения краника под капотом на головке блока цилиндров.

 

ЗИС-110 04 Приборка

 

В радиоприёмнике есть регулировка тембра. Однополосный эквалайзер. И аж пять диапазонных кнопок, из которых одна отвечает за радио “Маяк”, независимо от остальных регулировок.

В центре торпедо крутилка управления стеклоочистителями. Работает так же, как на “Победе”. Расположенная рядом крышечка с плавником — пепельница.

Пройдёмте на другую сторону. Слева от руля под приборкой маленькая круглая кнопка — включение стартера. До 1947 года этой кнопки не было и, что самое интересное, вместо неё тоже ничего не было. Правее центральный переключатель света аналогичный установленному в “Победе” с положениями выключено — габаритные огни — фары.

 

ЗИС-110 05 Приборка

 

Следующий переключатель управляет внутренним освещением. У него пять положений: выключено — приборы освещены ярко — приборы освещены тускло — освещена только стрелка спидометра — приборы освещены ярко и горит лампа над приёмником или передний осветительный плафон салона. В последнем положении выбор, что именно будет гореть, плафон или лампа над приёмником, производится дополнительным переключателем (на фото не виден), находящимся в нижней части торпедо слева. Как вы помните, там у “Победы” находится переключатель освещённости яркости приборов. В 1947 году вместо этого безобразия сделали отдельный выключатель плафона, а то уж очень мудрёно получилось.

Рулевое колесо с Т-образными спицами для улучшения обзора приборной панели и кольцевой кнопкой включения сигнала согласно моде того времени.

Левый подрулевой переключатель — управление указателями поворотов. Аналогичен современным, даже выключается при возврате руля в прямое положение. В “Победе” переключателель указателей поворотов в гораздо менее привычном месте.

На крышке бардачка часы. Конструктивно аналогичны установленным в “Победе”.

Комбинация приборов — сама по себе новшество. В те годы не было принято собирать приборы в одном модуле, их по одному вставляли в торпедо, каждый в своё гнездо. Набор приборов аналогичен установленным в “Победе”: спидометр, амперметр, указатель температуры двигателя, указатель давления масла, указатель уровня топлива.

Впервые в СССР помимо одометра присутствует суточный счётчик. Кнопка сброса в нижней части торпедо, рядом с управлением дефростером.

 

ЗИС-110 06 Приборы

Кроме приборов есть контрольные лампы: красные указателей поворотов (слева и справа от шкалы спидометра), красная дальнего света слева от одометра, зелёная зажигание справа от суточного счётчика. Последняя нужна из-за чрезмерной шумоизоляции — двигатель в салоне почти не слышно, лампа своего рода предохранитель от случайного включения стартера при работающем двигателе. Ну да, в советском автомобиле двигатель не слышно.

Стрелка спидометра подсвечивается разными цветами в зависимости от скорости: до 40 км/ч зелёным, в диапазоне от 40 до 100 км/ч жёлтым, более 100 км/ч красным. К устройству приборов ещё вернёмся, оно любопытно.

Сначала закончим с органами управления. По центру крыши впереди видна ручка управления антенной, там же, где и в “Победе”. В ранних машинах сначала ручка поднимала антенну в боевое состояние, а при дальнейшем вращении удлинняла её. После 1947 года за телескопическую составляющую стало отвечать отдельное кольцо, посаженное на ту же ось.

 

ЗИС-110 07 Стеклоподъёмник

На левой двери торчащая вниз массивная рукоятка — ручка открывания двери. Чуть вперёд от неё маленькая крутилка. Зачем она, не догадаетесь, если не знаете. Для открывания/закрывания поворотного окна (форточки), во как! Теперь посмотрите на правую дверь. Под аналогичной крутилкой там переключатель управления электрогидравлическим стеклоподъёмником весьма интересной конструкции.

Логика работы переключателя понятная — куда его сдвигаешь, туда стекло и едет. Обратите внимание на коммутацию. Привычных нам защёлкивающихся клемм нет, вместо них винтовые зажимы. И так по всей машине.

 

ЗИС-110 08 Выключатель стеклоподъёмника

 

Сдвоенные выключатели для заднего салона, чтобы важный пассажир мог управлять со своего места как стеклом двери со своей стороны (задний выключатель), так и перегородкой между водителем и основным салоном (передний выключатель).

Вот и все органы управления. Регулировок сиденья не предусмотрено — привинчено насмерть.

 

Задний салон

Всё во имя человека, всё для блага человека, и я даже видел этого человека. © советский анекдот

Диван набивался гагачьим пухом под давлением специальным устройством типа пылесоса наоборот. Об этом написано пять миллионов раз, но почему-то нигде не упоминается, что сидеть на таком диване тепло, в то же время он “дышит”, чтобы не потела, эээ, спина важного пассажира. К тому же при такой технологии набивки диван весьма долговечен и очень удобен. Самое интересное в другом. Гагачий пух — чрезвычайно редкая и дорогая штука. Очень дорогая и редкая штука. Настолько редкая, что я даже подозреваю, что не в каждом ЗИСе были такие диваны.

На этом можно и закончить, потому что остальное под стать. Только натуральные материалы, кругом дерево, хром, всё это подогнано до миллиметра.

Кстати, о миллиметрах. Расстояние от заднего сиденья до перегородки такое, что даже баскетболист может сидеть с вытянутыми ногами, не упираясь при этом в потолок.

При поднятой перегородке между передней и задней частями салона двигатель не слышно совсем. И вообще по уровню шума ЗИС-110 одной левой сделает большинство современных недорогих машин. Как и по плавности хода.

 

ЗИС-110 09 Задний салон

 

Из технологических радостей — электрогидравлические стеклоподъёмники, две пепельницы и два закуривателя.

Задняя форточка, как и передняя, открывается крутилкой. Не надо думать, будто с жиру бесились, поэтому крутилки приделали вместо того, чтобы просто толкать рукой. Тому есть причина. В следующей части.

Вместо обычной ручки закрывания двери длинная “лиана”. Так сделано на случай, если вдруг важный пассажир будет закрывать за собой дверь сам, чтобы он мог сделать это, не теряя достоинства. Вроде бы эргономическая мелочь, но и о ней подумали.

Переходим к следующему ракурсу. На стойке за задней дверью тканевый поручень-петля для облегчения посадки.

В задних стойках плафоны. Телевизоров в машинах тогда не было, ноутбуков тоже, поэтому важные пассажиры читали газеты или секретные документы — у кого что было.

 

ЗИС-110 10 Задний салон

Третий (средний) ряд сидений убирается в перегородку и в сложенном виде выглядит как ящик в шкафу.

 

ЗИС-110 11 Страпонтены

 

Такие сиденья называются страпонтены. Запомните слово, при случае сможете виртуозно ругнуться в приличном обществе.

Тонировать стёкла тогда ещё не догадались, поэтому пользовались шторками.

Вопреки многочисленным слухам, кондиционера в ЗИС-110 не было. Он был установлен лишь на несколько экземпляров машины.

Пожалуй, и всё о заднем салоне.

Однако, вернёмся к органам управления. Ручного газа нет. И “подсоса” (ручки управления воздушной заслонкой карбюратора) тоже нет. В ранних машинах не было и кнопки стартера, а возможности запустить двигатель пусковой рукояткой нет в принципе, как и самой пусковой рукоятки. Водитель, пересевший в ЗИМ-110 с другой машины, просто не смог бы его завести без инструкции, хотя делается это очень просто, но об этом в следующий раз.

Предыдущая часть: Концепция, история, модификации
Следующая часть: Техника. Двигатель